Паскаль
<<  Язык Turbo Pascal Работа с файлами 1  >>
Элементы языка Турбо Паскаль
Элементы языка Турбо Паскаль
Структура программы
Структура программы
Основные операторы языка Паскаль
Основные операторы языка Паскаль
Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения
Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения
Управляющие структуры Турбо Паскаля
Управляющие структуры Турбо Паскаля
Операторы повторений (операторы циклов)
Операторы повторений (операторы циклов)
Процедуры и функции в Турбо – Паскале
Процедуры и функции в Турбо – Паскале
Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами
Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами
Функция – это подпрограмма
Функция – это подпрограмма
Рекурсия в Паскале
Рекурсия в Паскале
Составные структуры в Турбо Паскале
Составные структуры в Турбо Паскале
Даны два одномерных массива А и В
Даны два одномерных массива А и В
Дан двумерный массив случайных чисел
Дан двумерный массив случайных чисел
Подсчитать количество пробелов в данной строке
Подсчитать количество пробелов в данной строке
Стандартные процедуры для обработки строковых величин
Стандартные процедуры для обработки строковых величин
Операции над множествами
Операции над множествами
Общие элементы двух строк
Общие элементы двух строк
Сформировать базу данных о студентах математического факультета
Сформировать базу данных о студентах математического факультета
Типизированные файлы
Типизированные файлы
Текстовые файлы
Текстовые файлы
Работа с графикой
Работа с графикой
Построение графика функции
Построение графика функции
Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо
Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо
Появление снежинок случайного цвета
Появление снежинок случайного цвета
Введите числа
Введите числа
Введите номер месяца
Введите номер месяца
Площадь четырехугольника
Площадь четырехугольника
Введите стороны четырехугольника и диагональ
Введите стороны четырехугольника и диагональ
Автор презентации
Автор презентации
Презентация «Элементы языка Турбо Паскаль». Размер 90 КБ. Автор: 9C3FV.

Загрузка...

Элементы языка Турбо Паскаль

содержание презентации «Элементы языка Турбо Паскаль.pptx»
СлайдТекст
1 Элементы языка Турбо Паскаль

Элементы языка Турбо Паскаль

Элементы языка турбо паскаль. Управляющие структуры турбо паскаля. Процедуры и функции в турбо – паскале. Составные структуры в турбо паскале. Работа с графикой. Модули.

2 Структура программы

Структура программы

Элементы языка турбо паскаль. Структура программы: program my_prog; {Заголовок программы} uses crt; {Список используемых модулей} label m1; {Описание меток} const n=10; {Описание констант} type mytype=set of char; {Описание типов переменных} var a:integer; b:boolean; {Описание переменных} d:real; c:char; i:2..5; m:mytype; --------------------------------------- {Описание процедур и функций} begin {тело программы} {Раздел операторов} end.

3 Основные операторы языка Паскаль

Основные операторы языка Паскаль

Основные операторы языка Паскаль Оператор присваивания Имя переменной:= выражение; При этом тип переменной и тип выражения должны быть одинаковыми. Например, а:=а+2; b:=true; c:=‘*’; d:=4.5; Операторы ввода read (список переменных); read(a,d); read(a); read(d); readln (список переменных); readln(a,d); readln(a); readln(d); Операторы вывода write (список выражений); write(a,d); write(a:5, d:8:3); writeln (список выражений); writeln(a,d); writeln(a); writeln(d); writeln(‘введите данные’); writeln(‘получен результат ’, Х); Clrscr – очистка экрана Readkey; readln –задержка экрана.

4 Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения

Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения

Пример 1.Рассмотрим пример программы, вычисляющей значение выражения x3 + ?x2 – 13x + 5? – 11, при заданном x. Program example_1; Uses crt; Var x, y: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите x: ’); Readln(x); y:= sqr(x)*x + abs(sqr(x) – 13*x + 5 )– 11; Writeln(‘значение данного выражения равно ’,y); Readkey; End.

5 Управляющие структуры Турбо Паскаля

Управляющие структуры Турбо Паскаля

Управляющие структуры турбо паскаля. Условный оператор. If <условие> then <оператор1> else <оператор2>; Пример. Даны целые числа a, b, c. Если a <= b <= c, то все числа заменить квадратами, если a > b > c, то каждое число заменить наименьшим из них, в противном случае сменить знак каждого числа. Оператор выбора. Case <ключ выбора> of список констант 1: оператор 1; список констант 2: оператор 2; ………………………………….. список констант N: оператор N; else <оператор>; end; Пример Составим программу, которая в зависимости от номера месяца печатает количество дней в нем.

6 Операторы повторений (операторы циклов)

Операторы повторений (операторы циклов)

Операторы повторений (операторы циклов). 1. Цикл с параметром 2. Цикл с предусловием 3. Цикл с постусловием. 1. For <параметр> := <нач_знач> to <кон_знач> do <оператор>; For <параметр> := <нач_знач> downto <кон_знач> do <оператор>; 2. While <условие> do <оператор>; 3. Repeat <тело цикла> until <условие>;

7 Процедуры и функции в Турбо – Паскале

Процедуры и функции в Турбо – Паскале

Процедуры и функции в турбо – паскале. Подпрограмма – это часть программы, оформленная в виде отдельной синтаксической конструкции и снабженная именем. Procedure <имя процедуры> (<список формальных параметров>); <раздел описаний> begin <тело процедуры> end; Глобальные переменные – это переменные, объявленные в описании основной части программы и действующие в любой ее части. Локальные переменные – те, которые объявлены в подпрограмме (процедуре или функции) и действующие лишь в ней. Фактические параметры – это переменные, которые передаются процедуре при обращении к ней. Формальные параметры – это переменные фиктивно присутствующие в процедуре и определяющие тип и место подстановки фактических параметров, над которыми производятся действия. Число и тип формальных и фактический параметров должны совпадать с точностью до их следования.

8 Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами

Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами

Пример. Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами a, b, c, d, и диагональю f. С помощью процедуры вычисления площади треугольника по трем сторонам, вычислить площадь заданного четырехугольника.

9 Функция – это подпрограмма

Функция – это подпрограмма

Функция – это подпрограмма, предназначенная для того, чтобы вычислять только одно значение. Также функции отличаются от процедур: Заголовком; В теле функции обязательно должен присутствовать оператор присваивания, где в левой части стоит имя функции, а в правой – ее значение. Иначе, значение не будет определено; Обращением к функции не оператор, а выражение. Function <имя >(<список формальных параметров>): <тип результата>; <раздел описаний> begin <тело функции> <имя>:=<значение>; end; Пример. Четырехугольник задан четырьмя своими сторонами a, b, c, d, и диагональю f. С помощью функции вычисления площади треугольника по трем сторонам, вычислить площадь заданного четырехугольника.

10 Рекурсия в Паскале

Рекурсия в Паскале

Рекурсия в Паскале Алгоритм называется рекурсивным, если в качестве вспомогательного алгоритма (подпрограммы) он использует самого себя. n!=1*2*3*…*n. Процедуры и функции, использующие вызовы самих себя, называют рекурсивными (прямая рекурсия). Пример. Рассмотрим пример рекурсивной функции вычисления xn, где n- натуральное число.

11 Составные структуры в Турбо Паскале

Составные структуры в Турбо Паскале

Составные структуры в турбо паскале. Массив – Это последовательность состоящая из фиксированного числа однотипных элементов, каждый из которых имеет свой индекс (номер). Строка – это последовательность символов. Множество – неупорядоченная совокупность отличных друг от друга однотипных элементов. Запись — это последовательность, состоящая из фиксированного числа величин разных типов, называемых полями или компонентами записи. Под файлом понимается либо именованная область внешней памяти ПК, либо логическое устройство – потенциальный источник или приемник информации. Любой файл имеет три характерные особенности: у него есть имя, что дает программе возможность работать одновременно с несколькими файлами он содержит компоненты одного типа. Типом компонентов может быть любой тип, кроме файлов. длина вновь создаваемого файла никак не оговаривается при его объявлении и ограничивается только емкостью устройств внешней памяти.

12 Даны два одномерных массива А и В

Даны два одномерных массива А и В

Пример. Даны два одномерных массива А и В. Найти их скалярное произведение. program scal_proiz; uses crt; const n=5; {n – число элементов массива} type mas=array [1..n] of integer; var a,b: mas; i:integer; {---------- Процедура ввода элементов массива----------} procedure input(var c:mas); begin writeln('Введите ',n,' элементов массива'); for i:=1 to n do read(c[i]); end; {--------Функция нахождения скалярного произведения двух массивов -----------} function sp(x,y:mas):longint; var s:longint; begin s:=0; for i:=1 to n do s:=s+x[i]*y[i]; sp:=s; end; BEGIN clrscr; input(a); input(b); writeln ('scal proizv mas = ',sp(a,b)); readkey; END.

13 Дан двумерный массив случайных чисел

Дан двумерный массив случайных чисел

Пример. Дан двумерный массив случайных чисел. Найти максимальный элемент. program poisk_max; uses crt; var a: array [1..30,1..30] of integer; i, j,max,m,n:integer; BEGIN clrscr; writeln('Введите размерность массива n*m); Readln(n,m); randomize; for i:=1 to n do begin for j:=1 to m do begin A[i,j]:=random(21)-10; Write(a[i,j]:4); end; Writeln; end; Max:=-10; for i:=1 to n do begin for j:=1 to m do begin If a[i,j]>max then max:=a[i,j]; Writeln(‘max=, max:4); readkey; END.

14 Подсчитать количество пробелов в данной строке

Подсчитать количество пробелов в данной строке

Пример1. Подсчитать количество пробелов в данной строке. Program probel; Uses crt; Var s: string[50]; K, i: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите строку’); Readln(s); For i:=1 to length(s) do If s[i] = ‘ ‘ then inc(k); Writeln(‘Количество пробелов = ’, k); Readln End. Пример 2. Подсчитать сумму цифр в данной строке. Program summa; Uses crt; Var s: string[50]; K, i, n, l: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите строку’); Readln(s); For i:=1 to length(s) do Begin Val(s[i], n, l); If l = 0 then k:=k + n; End; Writeln(‘Сумма цифр = ’, k); Readln End. Процедуры и функции для работы со строками.

15 Стандартные процедуры для обработки строковых величин

Стандартные процедуры для обработки строковых величин

Стандартные процедуры для обработки строковых величин: Процедура удаления delete(s, k, n) – из строки s удаляется n символов, начиная с k - того. Пример: s = ‘барабан’; delete(s, 5, 2); Результат s = ‘баран’; Процедура вставки insert(s1, s2, n) – строка s1 вставляется в строку s2, начиная с n – го символа. Пример: s = ‘барабан’; insert(‘щик’, s, 8); Результат s = ‘барабанщик’; Процедура str(k, s) преобразовывает число k в строку s. Пример: str(3456, s); s = ‘3456’; Процедура val(s, k, n) преобразовывает строку из цифр s в число k. N – номер позиции первого символа строки s, отличного от цифры. Пример: val(‘3456’, k, n); k = 3456; n = 0; val(‘34g56’, k, n); k = 0; n = 3; Стандартные функции для обработки строковых величин: Функция concat(s1, s2, …, sn), аналогична операции склеивания. Значение функции результат соединения строк s1, s2, …, sn. Пример: s := concat(‘сегодня’,’ ‘,’19 апреля’); Результат: s = ‘сегодня 19 апреля’; Функция copy(s, n, k) – из строки s выделяет k символов, начиная с n-го символа. Пример: с := copy(‘барабан’, 1, 3); Результат: с = “бар”; Функция length(s) определяет длину строки s. Пример: s := ‘барабан’; а := length(s); а = 7; Функция pos(s, c) определяет номер позиции, начиная с которой строка s первый раз входит в строку с. Пример: с:= ‘колокол’; k := pos(‘кол’, c); х := pos(‘дол’, c); Результат: k = 1; х = 0;

16 Операции над множествами

Операции над множествами

Операции над множествами: ‘+’ - операция объединения множеств. ‘-‘ - операция дополнения (разности). ‘*’ - операция пересечения множеств. Операции отношения равенства множеств (А = В), неравенства (А <> В), включения (А <= B, B <= A). Логическая операция принадлежности (in): x in A = true, если элемент х принадлежит множеству А. В противном случае x in A = false. Примеры: А = [1, 3, 4, 5, 8], B = [2, 4, 6, 8] A + B = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8]; A – B = [1, 3, 5]; A * B = [4, 8]; A <> B; 3 in A = true; 6 in A = false; Пример. Даны две строки найти их общие элементы.

17 Общие элементы двух строк

Общие элементы двух строк

Program obch; Uses crt; Var s1,s2: string[50]; a,b,c:set of char; K: char; i: integer; Begin Clrscr; a:=[]; b:=[]; c:=[]; Writeln(‘Введите первую строку’); Readln(s1); Writeln(‘Введите вторую строку’); Readln(s2); For i:=1 to length(s1) do a:=a+[s1[i]]; For i:=1 to length(s2) do b:=b+[s2[i]]; c:=a*b; Writeln(‘общие элементы двух строк ’); For k:=‘a’ to ‘z’ do If k in c then write(k:2); Readln; End.

18 Сформировать базу данных о студентах математического факультета

Сформировать базу данных о студентах математического факультета

Сформировать базу данных о студентах математического факультета. Распечатать все сведения о студентах 35 группы со средним баллом >= 4. uses crt; type student = record fio: string[20]; gr: 11..56; ball: array[1..4] of 2..5; end; var base: array[1..1000] of student; n, i, j: integer; Begin clrscr; write('Введите количество студентов: '); readln(n); for i:=1 to n do begin write('Введите фамилию ', i,'-го студента: '); readln(base[i].fio); write('Введите группу ', i,'-го студента: '); readln(base[i].gr); writeln('Введите его оценки по 4 предметам: '); for j:=1 to 4 do readln(base[i].ball[j]); end; writeln('Успевающие 35 группы:'); for i:=1 to n do with base[i] do begin if (gr = 35) and ((ball[1] + ball[2] + ball[3] + ball[4]) / 4 >= 4) then begin write(fio,' ' ); for j:=1 to 4 do write(ball[j]:3); writeln; end; end; readkey end.

19 Типизированные файлы

Типизированные файлы

Типизированные файлы. Пример 1. Создать и сохранить в файле ‘x.dat’ последовательность целых чисел от 10 до 20; program ex2; uses crt; var fi:file of integer ; i:integer; Begin clrscr; assign(fi,'x.dat'); rewrite(fi); for i:=10 to 20 do write(fi,i); close(fi); end. Пример 2. Считать первые пять компонент из файла ‘x.dat’ и вывести на экран квадраты этих значений. program ex3; uses crt; var fi:file of integer ; I,k:integer; Begin clrscr; assign(fi,'x.dat'); reset(fi); for k:=1 to filesize(fi) do begin read(fi,i ); write (i*i,' '); end; close(fi); readkey; end. Процедуры и функции filesize(f) —возвращает текущее число компонент открытого файла; filepos(f) —возвращает номер текущей позиции маркера; seek(f,N) —устанавливает маркер на позицию N;

20 Текстовые файлы

Текстовые файлы

Текстовые файлы. Пример 1. Дан текстовый файл ‘text.txt’. Найти количество строк в нем и дописать в конец файла. program ex2; uses crt; var t:text ; s,strk:string; k:integer; Begin clrscr; assign(t, ‘c:\text.txt’); reset(t); while not eof(t) do begin readln(t,s); k:=k+1; end; Str(k,strk) Append(t); Write(t,strk); close(fi); end. Процедуры и функции eof(f)—возвращает TRUE, если найден конец файла; eoln(f)—возвращает TRUE, если найден конец строки.

21 Работа с графикой

Работа с графикой

Работа с графикой Графические возможности реализованы с помощью стандартного модуля Graph.tpu. Подключение модуля к программе выполняется директивой uses graph. Процедура инициализации графического режима имеет три аргумента: Initgraph(<драйвер>, <режим>, '<путь к драйверу>') и может быть выполнена так: uses graph; var gd, gm: integer; {переменные gd и gm определяют драйвер и режим} begin gd:=vga; gm:=vgahi; initgraph(gd,gm,'d:\tp7'); .......... Первые две команды можно заменить одной: gd:=detect с целью автоматического распознавания драйвера и установления режима максимального разрешения для данной машины. Процедура closegraph освобождает память от драйвера и устанавливает режим работы экрана, который был до инициализации графики.

22 Построение графика функции

Построение графика функции

Пример. Построение графика функции Program grafik; uses crt,graph; var k,u,,gm,gd:integer; x,y:real; BEGIN gd:=detect; initgraph(gd,gm,' '); setlinestyle(0,0,3); setcolor(9); line(320,10,320,400);line(10,240,620,240); x:=-12; y:=cos(x); u:=320+round(20*x); t:=240-round(20*y); setcolor(12); moveto(u,t); for k:=1 to 240 do begin x:=x+0.1; y:=cos(x); u:=320+round(20*x); t:=240-round(20*y); lineto(u,t); end; setcolor(14); settextstyle(0,0,1);outtextxy(330,10,'y'); outtextxy(610,245,'x'); settextstyle(0,0,2); outtextxy(90,430,'y=cos(x)'); repeat until keypressed; closegraph END.

23 Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо

Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо

Модуль – программная единица, текст которой компилируется независимо (автономно). Она включает определения констант, типов данных, переменных, процедур и функций, доступных для использования в вызывающих программах. Однако внутренняя структура модуля скрыта от пользователя. Напишем процедуру, рисующую снежинку, произвольного размера и цвета. Поместим эту процедуру в модуль snow.tpu unit snow; Interface {Интерфейсная часть} uses graph; var gd,gm:integer; procedure show_sneg(x,y,color,razmer:integer); Implementation {Исполняемая часть} procedure show_sneg(x,y,color,razmer:integer); begin setcolor(color); line(x-razmer,y,x+razmer,y); line(x,y-razmer,x,y+razmer); line(x-round(razmer/2),y-round(razmer/2),x+round(razmer/2),y+round(razmer/2)); line(x+round(razmer/2),y-round(razmer/2),x-round(razmer/2),y+round(razmer/2)); end; begin {Инициирующая часть} gd:=detect; initgraph(gd,gm,' '); end.

24 Появление снежинок случайного цвета

Появление снежинок случайного цвета

Напишем программу «снегопад»- появление снежинок случайного цвета и размера в случайном месте экрана. program snows; uses graph,crt,snow; var x,y,cvet,r:integer; begin randomize; repeat cvet:=random(14)+1; r:=random(20)+5; x:=random(600); y:=random(400); show_sneg(x,y,cvet,r); delay(2000); { show_sneg(x,y,0,r); - «стирать» снежинки с экрана} until keypressed; closegraph; end.

25 Введите числа

Введите числа

Program ex_3; Uses crt; Var a, b, c: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите числа: ’); Readln(a, b, c); If (a <= b) and (b <= c) then Begin a:= sqr(a); b:= sqr(b); c:= sqr(c); End Else If (a > b) and (b > c) then Begin a:=c; b:=c; End Else Begin a:=-a; b:=-b; c:=-c; End; Writeln(‘a =’, a,’ b = ‘,b,’ c = ‘,c); Readkey; End.

26 Введите номер месяца

Введите номер месяца

Program ех_4; Uses crt; Var n: integer; Begin Clrscr; Write(‘Введите номер месяца: ’); Readln(n); Case n of 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12: writeln(‘В этом месяце 31 день’); 4, 6, 9, 11: writeln(‘В этом месяце 30 дней’); else writeln(‘В этом месяце 28 дней’); end; Readkey; End.

27 Площадь четырехугольника

Площадь четырехугольника

Program pl; Uses crt; Var a, b, c, d, f, s1, s2, s: real; Procedure treug(x, y, z: real; var v: real); Var p: real; Begin P:=(x + y + z)/2; V:=sqrt(p*(p – x)*(p – y)*(p – z)); End; BEGIN Clrscr; Writeln(‘Введите стороны четырехугольника и диагональ: ’); Readln(a, b, c, d, f); Treug(a, b, f, s1); Treug(c, d, f, s2); S:=s1 + s2; Write(‘Площадь четырехугольника = ’, s:5:2); Readkey; END.

28 Введите стороны четырехугольника и диагональ

Введите стороны четырехугольника и диагональ

Program pl2; Uses crt; Var a, b, c, d, f, s: real; Function PL_t(x, y, z: real):real; Var p: real; Begin P:=(x + y + z)/2; Pl_t:=sqrt(p*(p - x)*(p - y)*(p - z)); End; BEGIN Clrscr; Writeln('Введите стороны четырехугольника и диагональ: '); Readln(a, b, c, d, f); S:=Pl_t(a,b,f)+Pl_t(c,d,f); Write('Площадь четырехугольника = ', s:5:2); Readkey; END.

29 Автор презентации

Автор презентации

Автор презентации: Заместитель директора по УВР- учитель информатики Гаджимурадов М.И.

«Элементы языка Турбо Паскаль»
Сайт

5informatika.net

115 тем
5informatika.net > Паскаль > Элементы языка Турбо Паскаль.pptx